Фармакотерапия гештальт-подхода

Психологи, работающие с психосоматическими (телесными) заболеваниями, пользуются разными подходами. Насколько я знаю, существуют свои подходы и у целителей (если не говорить об откровенных шарлатанах). Вообще работа с телесным симптомом, не является чем-то специфическим. Это такая же обычная работа, как и с любыми другими проблемами человека. Просто при облегчении или исчезновении симптома результат работы психотерапевта становится более видимым, причем сразу.

Часто бывает так, что клиент, пройдя какой-то этап психотерапии, с недоумением спрашивает себя: "А что он (психотерапевт) сделал-то? Я все сделал сам!" Могу сказать по секрету, что это - показатель хорошей работы психотерапевта. Если у человека возникает ощущение, что результат действительно есть, и при этом он все сделал сам, это означает, что работа была проведена терапевтом чисто и грамотно. Вы, и правда, все сделали сами, просто психотерапевт сумел сделать так, что вам это удалось.)

Дело в том, что наш опыт (любой неодноразовый), который мы приобретаем по жизни, имеет привычку постепенно из развернутого действия по мере освоения "сворачиваться" и превращаться в действие вполне стереотипное, происходящее автоматически и не требующее никаких особых усилий. Это же относится и к опыту нашего восприятия.

Проще всего увидеть это можно на примере маленького ребенка, который учится писать буквы. Если вы понаблюдаете за малышом, вы увидите, что он пишет прямо всем телом - ногами, спиной, плечами, шеей, затылком, помогая себе при этом еще руками и языком. Но постепенно формируется его индивидуальный почерк, характерный только для этого человека.

В процессе обучения письму, пока навык еще только формируется в коре головного мозга, у ребенка эта кора задействована практически целиком. Когда этот навык становится автоматическим, в мозгу оказывается задействовано совсем мало специфических зон. В коре мозга этот процесс просто "сворачивается". Теперь человек может слушать лекцию, переформулировать для себя фразы и записывать это все в конспект, особо не задумываясь над написанием этих самых букв.

Подобно вышеописанному процессу мы осваиваем и любой другой опыт, например, опыт общения с другими людьми. Хотя надо признать, что начинаем мы приобретать этот опыт в самом раннем детстве в общении с самыми близкими. Потом друзья во дворе, потом одноклассники… в общем, кому как повезет, но без психотравмирующего опыта, практически ни у кого не обходится… и человек привыкает защищаться. Защищаемся каждый по-своему: для кого-то лучшая защита – нападение, для кого-то лучше – не высовываться. А привычка, как известно, - вторая натура.

И если в свое время такая модель поведения человеку помогла, то вполне возможно, что она и будет использоваться по жизни – когда-то помогать, когда мешать и портить жизнь, но другую он не освоил… "что выросло – то выросло". А ведь он так и будет строить свои отношения с людьми, пытаясь пробовать "разные" варианты, но на самом деле, исходя все из той же самой неосознаваемой установки, которая сложилась у него давным-давно. Но любая ситуация, чем-то напоминающая ему ту детскую, будет восприниматься им как травмирующая. Это его особенность восприятия, которая будет, с одной стороны, автоматически вызывать у него защитную реакцию, а с другой, помогать накапливаться новому негативному опыту, подтверждающему его привычный, хотя и искаженный, способ видения. Но, как известно, подобное притягивает подобное… хотя бы даже и так.

Здесь мы имеем все тот же "свернутый" механизм, что и в случае обучения письму, только все гораздо сложнее. Все мы про себя как-то знаем или ощущаем, что именно вызывает у нас страхи, тревогу, напряжение, стыд, панику, растерянность, беспомощность. Задача психотерапевта - суметь постепенно развернуть обратно этот свернутый механизм.

Наши непрожитые до конца, неотреагированные вовремя чувства и переживания никуда не исчезают. Они просто вытесняются из осознавания и перемещаются в тело, где и остаются насовсем (или до тех пор, пока мы их оттуда не вытащим). В этом направлении и работает гештальт-подход.

Если мы разворачиваем наш прежний опыт (представьте, что вы разворачиваете какую-нибудь древнюю запыленную географическую карту), мы можем с удивлением обнаружить, что изображенный на ней план или контур вообще-то никак не соответствует действительности.

Наш прежний опыт, который был свернут в этот свиток много лет назад, уже просто не годится, потому что устарел. И тогда мы начинаем эту карту переправлять - наносить на нее новые линии, проводить между ними новые связи. При этом в нашем мозгу действительно устанавливаются новые связи между нейронами. А в мозгу эти связи реально устанавливаются на протяжении всей нашей жизни. Как утверждает нейропсихология, количество нервных клеток (нейронов) не увеличивается на протяжении жизни, а вот новые связи между ними появляются постоянно, только скорость их роста меняется с возрастом. А теперь подумайте, какая таблетка или микстура, может помочь вам изменить ваш прежний опыт? Какие медикаментозные препараты помогут вам создать этот новый узор, который позволит вам решить свои проблемы?

В нашей Библиотеке приведена глава из книги Сержа Гингера "Гештальт: искусство контакта", где процессы этих изменений в мозге описаны гораздо более серьезно и научно, но это уже для неленивых.

Елена Зарубина

3.6
Ваша оценка: Нет Рейтинг: 3.6 (5 голосов)

Комментарии

крайне интересно,спасибо

крайне интересно,спасибо